В перерыве между первым и вторым кругами Чемпионата АФЛ 2017 мы решили побеседовать с тренером команды, образованной только пять лет назад, и в этом году ушедшей на каникулы на первом месте. Андрей Ковалев, он же Крассин – тренер команды OPC!
– Андрей, Ваша команда OPC по итогам первого круга является главной сенсацией Чемпионата АФЛ 2017, скажите честно, ожидали такой старт и первое место по итогам девяти туров?
Добрый день. Занимаемое нашей командой место считаю, в принципе, закономерным. Задача на сезон – быть в тройке сильнейших и никто эту задачу не снимал. Хотя не скрою, где-то нам немного повезло, но как известно везёт сильнейшим. Первое место по итогам первого круга – это приятный титул, но команда настроена серьёзно и не собирается почивать на лаврах.
– Расскажите об истории создания команды. Как она связана с командой Opel?
История команды ОРС очень интересна и, в чем то, показательна. Образовалась наша команда стараниями и чаяниями нашего Капитана Кузнецова Дмитрия (ВИКИНГ). Осенью 2011 года он предложил мне возглавить новую команду для участия в Автолиге. Собрались мы в первый раз 4 ноября 2011 года на стадионе имени Стрельцова. Был костяк из игроков, игравших в команде Opel, и участников популярного в своё время форума ОРС (Opel Performance Center). На "базе" данного форума и была основана команда. Кузнецовым была проведена колоссальная работа по поиску новых игроков на форуме и привлечению их в команду. Администрация форума также оказала огромную помощь в распространении информации о наборе в команду и созданию благоприятной атмосферы и заинтересованности участников клуба в участии в спортивной жизни форума. Это к тому, что при должном желании и старании при создании новой команды, ничего не решаемого нет. И такие примеры не единичны, тот же Volkswagen или BMW e46 яркие тому примеры. С командой Opel нас связывает только то, что ряд игроков ОРС играли в данной команде. Ну и то, что за время моей работы с опелеводами был наработан некий багаж, определенный опыт. Как по спортивной составляющей, так и по финансовым и организационным принципам. И теперь этот опыт помогает нам быть там где мы сейчас находимся.
– Команда OPC начала свое выступление в Автолиге в 2012-м году и в свой первый же сезон завоевала серебряные медали Второго дивизиона, помните тот первый год?
Прекрасно помню тот год. Мы были не то что серой лошадкой, серой мышью. Никто всерьез не воспринимал нашу команду. В этом ничего удивительного и зазорного нет, это естественная реакция. Но весь наш командный труд и старания всех игроков вылились в прекрасный результат – серебряные медали. И я горд, что мог быть рядом и был рад расти вместе с командой. Первый гол, первая победа – это сейчас кажется таким незначительным, но тогда для нас это было сродни восхождению на Эверест. Парни пахали на каждой тренировке, обрастали игровым опытом, набирались футбольной злости и наглости. Для многих это было впервые, ведь практически все игроки пришли грубо говоря со двора. На тренировках приходилось объяснять, казалось бы, элементарные вещи, расстановку на поле, позиции, исполняемые функции. Ведь при всей своей простоте, тот формат футбола, который применен в Автолиге, он очень сложный, он скоростной. А самое сложное в футболе – это совладание со скоростями, это отмечают очень многие молодые футболисты, когда переходят в команду мастеров. Опять же наш формат содержит как элементы большого футбола, так и элементы мини-футбола. И найти симбиоз, золотую середину и, главное, понять все это, довольно таки сложно. Командная игра, строгая дисциплина, объединение общей идеей и самоотдача – вот те принципы, на которых и получилось достичь такого высокого результата. Я также очень признателен игрокам нашей команды, что поверили мне и внимательно слушали и выполняли в игре мои идеи.
– В следующем сезоне, в Чемпионате АФЛ 2013 вы завоевали с командой бронзу Первого дивизиона, и казалось в 2014-м году точно выйдете в вышку, но в итоге заняли только четвертое место…
Тут все просто. Уровень команд в Первом дивизионе по-серьезней чем во Втором и на второй год нам не хватило опыта. Все-таки "синдром второго года" - это не миф). А вот в 2014-м году мы неплохо начали сезон, но концовку провалили полностью. Не рассчитали силы, да и во втором круге к нам стали абсолютно по-другому относиться, это было видно в каждом матче. Ну и конечно отъезд за границу нашего лидера Колоколкина Ивана сильно сказался на схеме игры нашей команды. Ведь мы играли с ярко выраженным форвардом и перестроиться не смогли. Довольно-таки обидное, но справедливое место по результатам сезона. На следующий сезон мы сделали выводы, скорректировали подготовку и результат был уже лучше.
– Говоря про багаж и опыт хочется узнать Вашу историю прихода в Автолигу и знакомства с ней?
Пришел, а вернее, привели меня в Автолигу друзья с форума "Vectra-club". И было это в далеком 2006 году, когда весной разыгрывался кубок Автолиги. Был я в статусе болельщика и зажигал на трибуне с молодой и удалой торсидой ВектраКлуба. Идея автоклубного футбола очень понравилась всем, и при обсуждении вопроса сохранения и развития футбольного клуба Вектра, было принято решение, что необходим человек, который будет подсказывать с бровки. Это касалось замен, каких то тактических перестановок. Ну вот собственно на Зимнем кубке АФЛ 2006 я уже был в статусе тренера. Футболом профессионально никогда не занимался, бегал как все во дворе. Из спортивных достижений - это спортивные разряды по нескольким видам спорта (баскетбол, гиревой спорт, самбо) в молодости. Но футбол всегда очень любил и нравилось мне в футболе именно разбирать и понимать схемы, то есть как это в принципе работает. Из иностранных футбольных лиг всегда раньше нравился чемпионат Италии, с их "катеначчо". Итальянский футбол 2000-х, в моем понимании – это некие шахматы на футбольном поле. Да, там не было разгромных счетов, но иная игра со счетом 1-0 была намного интересней чем иные 5-0 чемпионата Испании, где вопрос перед матчем стоял только в счете, а вот вопрос о победителе был априори решен. По образованию я военный инженер (сейчас уже пенсионер), много работал и работаю с людьми, так что коммуникабельных проблем и сложностей у меня не было. Много читал о футболе, в том числе и специальную литературу. Ну и конечно набирался опыта с ребятами на поле. В футболе люблю честную и открытую борьбу.
– С командой Опель были какие-то счеты? Вы их в прошлом году обыграли дважды, причем во втором матче с разгромным счетом 8-0!
Ух, провокационный немного вопрос. Как я говорил ранее, костяк ОРС, при зарождении, состоял как раз из игроков, которые ранее играли в Вектре, вот в принципе в этом и кроется причина "особого" настроя на игры с командой Opel. В 2008 году для увеличения конкуренции в команде мы объединились с родственными форумами Opel и ОРС. По приглашениям на форумах пришли новые игроки, начали сыгрываться, вместе тренироваться. А надо отметить, что команда Вектра это уже был не просто футбольный коллектив, а клуб друзей. Мы много общались вне форума и футбола, вместе отдыхали, собирались на различные мероприятия. И у нас в команде уже было все просто и понятно, этот тренер, этот капитан, это лидеры. А тут пришли новые люди, со своим видением, со своими амбициями. И вот в какой то момент эти люди решили, что команда Опель достойна большего и надо что-то менять, а именно убрать человека с бровки и назначить тренера в поле. А надо отметить, что на тот момент действительно некий застой в достижениях намечался у команды. И вот в тот момент когда меня и капитана команды не было в Москве этот процесс реструктуризации был осуществлен. Мне об этом сообщили смской что ли или по аське, не помню уже. В принципе я допускал, что такое может произойти, но возмутила именно форма подачи, вот так просто поставили перед фактом и все, не дали ни слова сказать, не обсуждая, как я потом узнал, с командой. В моем понимании – это некрасиво. Некоторые ребята с которыми мы с первого дня играли в Вектре тоже ушли. Вот собственного отсюда и был наш реваншистский настрой на команду Opel. Немного по-детски конечно, но футбол и есть игра, а игра удел детей и азартных людей. Очень ждали первого матча, задачи выиграть любой ценой не было, но доказать свою состоятельность, скорей всего именно для себя, очень хотелось. Думаю все получилось неплохо)).
– Вы затронули интересную тему тренер в поле и тренер на бровке. Ваше мнение по эффективности того и другого вариантов?
Мое мнение по данному вопросу будет несомненно субъективно, так как я в поле не бегаю (улыбается). Но если серьезно, то по моему мнению тренер на бровке больше нужен команде, чем тренер в поле. Поясню. Во-первых, стоя на бровке, пусть и не всегда, но ты спокойней игроков в поле. И таким образом решения принимаемые тренером с бровки они приняты не на фоне усталости и огромного прилива адреналина, а более осознанные. Во-вторых, тренер с бровки видит много больше. Это касается как рисунка игры, так и физического состояния игроков. Правило "устал – заменись" не работает. Из моей скромной практики такие замены единичны, тем более если матч хороший, эдакая заруба. Никто не попроситься сам на замену, только по травме. А вот ошибка "поплывшего" игрока может стоить очков, которых потом не хватит на финише. Да и какие-то подсказки, по перестановкам или особого внимания за игроками или маневрами соперников, становятся намного эффективней. В-третьих, тренер на бровке он один такой в команде, он один принимает решения и несет ответственность, он эдакий начальник в коллективе. А выйдя на поле, каким бы авторитетным и отличным игроком ты ни был, ты становишься одним из игроков. И таким образом, подспудно, игроки принимают тебя уже не так выделено и не всегда могут полностью и адекватно воспринимать твои команды. Ну и в-четвертых, я всегда считал и считаю, что футбол – это перво на перво коллектив. Да лидер необходим, да талантливые игроки много решают на поле, но если у вас в распоряжении десять разрозненных талантливых футболистов, то далеко не факт, что ваша команда будет громить всех подряд. На каком-то коротком турнире возможно, но если сезон идет 6-7 месяцев, то необходимо, чтобы здоровую обстановку в команде кто-то поддерживал и желательно, чтобы это был человек вне поля. Кого-то подбодрить во время "черной полосы", кого-то пожурить за ненадлежащее старание. И вот представьте, что во время тренировки или во время игры это будет делать твой товарищ в такой же майке как ты. Кто то обидится и начнет пристально следить за твоими ошибками, кто то порадуется и все его передачи только на тебя. Нет, такой футбол нам не нужен (с). А вот к бородатому дядьке на бровке все относятся одинаково, ну или почти одинаково. Несомненный плюс играющего тренера – это возможность передать некий свой игровой опыт, показать в живую какие то финты, приемы, но все это хорошо на тренировках. А так как контингент нашей команды – это опытные мужики и учить их с нуля абсолютно бесперспективно, то намного эффективней заметить сильные стороны игрока, поставить игрока на выгодную в плане полезности для команды позицию – вот, что реально и необходимо.
– Однако практика показывает, что команды без тренера чаще добиваются успехов. Audi, Volkswagen, Volvo в прошлом году и т.д.
Не соглашусь, более показательны примеры команд Honda и Mazda3 в их чемпионские годы, да и того же Ford образца тех времен когда у них был тренер. Их результаты с тренером и без тренера – это, как говорится, две больших разницы. У Volkswagen прекрасный играющий тренер, который очень много работает с игроками на тренировках. Да и сама по себе команда дисциплинированна. Первые титулы Audi так же были с тренером, а сейчас Николай Животкевич прекрасно справляется с ролью тренера. И сыгранность у "властелинов колец" на уровне инстинктов. Как раз очень показателен нынешний сезон, когда действующие чемпионв начали обновлять состав, уже такого четкого взаимопонимания на поле нет. Я не утверждаю, что как только любая команда обретет себе тренера, то победы посыпятся как из рога изобилия, конечно же нет. Но если говорить про выбор (при наличии и возможности) между тренером в поле и тренером на бровке, то мой выбор – тренер на бровке.
– Раз уж мы заговорили про историю Лиги, какие самые громкие команды или победы Вам запомнились за 11 лет?
Из команд могу выделить наших чемпионов, Audi. Команда, которая много лет показывает прекрасный результат, там играют настоящие фанаты футбола, которых, как мне кажется ночью разбуди и предложи сыграть матч, не откажутся точно. При этом костяк неизменен уже много лет. Их лидеры – Цуприков, Буров и Животкевич прекрасные люди от которых я никогда не видел агрессии или оскорблений, и они всегда с уважением относятся к соперникам. Матчей запоминающихся очень много, это и золотые матчи, и автолиговские "эль классико" Audi – BMW. Очень интересно наблюдать за игрой Авторадио, хоть у них сейчас и некоторый спад, но их игре всегда присущ молодецкий задор, парни горят на поле и при этом очень высокий уровень контроля мяча и культуры паса.
– Ну и говоря о командах, не можем не вспомнить самых выдающихся игроков?
В Автолиге играло и играет много интересных игроков. Очень импонирует Цуприков, я не разу не видел его обозленным и при этом Андрей никогда не чурается жесткой, но честной контактной игры. Очень эффектно выглядит в воротах Оганесян Виталий, его тигриные прыжки вполне могли бы украсить любое футбольное шоу. Комаров с его легендарной пушкой. Колоколкин Иван, который своей игрой напоминает "летающий танк", при довольно-таки серьезном, для футболиста весе, он обладает огромной стартовой скоростью и выдающейся устойчивостью. Но особо хотел бы восхитится Мостачевым Олегом, это просто пример для многих молодых футболистов, как надо любить спорт и быть на высоте. В своем не самом молодом возрасте (в этом году Олегу исполняется 53 года – прим. ред) он показывает прекрасный уровень подготовки.
– Говоря об игроках, хочется обсудить вопрос критериев, предъявляемых к новым заявляемым игрокам. Как нам известно, Вы были одним из тех, кто предложил эти критерии в 2008-м году. Может поведать подробности?
Через несколько лет своего существования, Автолига стала настолько популярной, что выиграть ее хотели любой ценой. Что повлекло искусственное усиление, а в некоторых случаях и подставы. Учитывая, что это большая проблема всех любительских турниров и было принято решение о введении таких критериев. И стоит отметить, что в итоге эти критерии себя полностью оправдали. Уникальность лиги при всей сложности удается сохранить.
– Вы являетесь членом Исполкома АФЛ и вице-президентом. Что входит в Ваши обязанности?
Как член исполкома я участвую в обсуждении насущных проблем, таких как корректировка и внесение предложений в регламент соревнований. Рассмотрение протестов, а так же издание директив по накладываемым дисциплинарным мерам то же проходит с участием членов Исполкома. Как вице-президент лиги я стараюсь помогать командам-новичкам, где то советам по местам проведения тренировок, где то проконсультировать по правилам и отношениям существующим в Автолиге. Есть у нас в команде большой опыт по рекрутингу игроков на форуме и, если ко мне обращаются за советом по данному вопросу, никогда не отказываю. Бывает приходится выступить и в качестве буфера при определенных сложных ситуациях. Всегда стараюсь поддерживать хорошие и даже дружеские отношения с участниками нашей лиги. Считаю, что на поле, с первым свистком судьи мы бойцы, воины, которые вышли за победой, но вне поля, после того прозвучал финальный свисток, игроки просто обязаны поздравить друг друга с хорошей игрой и поблагодарить за игру. Всегда стараюсь лично подойти к игрокам команды соперника и поблагодарить за игру вне зависимости от результата матча. Ведь мы приходим на матчи Автолиги для удовольствия, а не для отбытия наказания. И надо всегда оставаться людьми.
– Вы все 11 лет в Автолиге. Расскажите, как она изменилась за это время?
Лига повзрослела, со всеми вытекающими последствиями. В настоящее время Автолига – это не коротенький турнир автофорумов, а полноценный, серьезный чемпионат. Это видно во всем, и в организации турнира, и в уровне матчей и игрков. Даже такие вопросы как календарь и его корректировка – это серьезный вопрос, как в больших чемпионатах. Требования к командам, по игрокам, форме, дисциплине, все стало серьезно. Из минусов такого "взросления" отмечу спад зрительского интереса, такого наплыва болельщиков как было на стадионе "Искра" или в манеже "Спартак" уже, к сожалению, нет. И это отчасти объясняется именно серьезностью турнира. Когда применяется кубковый формат, то турнир скоротечен, события развиваются очень динамично и для простого болельщика, для рядового участника автофорума, интересно приехать на один два выходных и в компании таких же болельщиков поддержать своих форумчан. А вот длительный чемпионат он интересен болельщикам-друзьям футболистов. Такие мероприятия требуют особого планирования своего личного времени. Тут конечно необходима помощь администрации форумов в популяризации нашего турнира. Ведь турнир качественный и борьба тут нешуточная. Со стороны Автолиги тоже необходимо предпринять меры для того, чтобы болельщики вернулись на трибуны. Возможно попробовать устроить прямые трансляции, благо современные технологи это позволяют и это уже не так затратно. Еще можно рассмотреть идею с каким то параллельными турнирами, например устроить кубок детей участников Автолиги. Ведь с момента создания нашей лиги у многих футболистов подросла смена. А если на таком турнире еще устроить мастер-класс от лучших игроков Автолиги – так это будет запоминающимся для всех. Вообщем уровень уровнем, но нельзя забывать, что футбол – это прежде всего игра.
– За Кубком Конфедераций следили? Как Вам чилийцы? И самое главное, как Вам Германия? Смогли бы Вы тоже самое сделать условно с OPC 2.0?
Кубок Конфедераций смотрел, хоть и не все матчи. Сборная Чили – машина! В принципе, они всегда славились своими футболистами и командой, но сейчас по именам и, самое главное, по игре, именно по командной игре, они предстали очень сильным коллективом. Настоящий "южноамериканский" футбол, звезды первой величины! Но сборная Германии просто пугает. Ведь если у них ближайший резерв такой, то боюсь представить, что будет в следующем году, когда они привезут к нам оптимальный состав? Смог бы я сделать нечто подобное в рамках нашего турнира? Не думаю, я все таки сторонник планомерной работы и долгостроящихся проектов. У меня нет такого опыта как у Лёва и, самое главное, нет такой... харизмы (шутка). Конечно, то как Лёв за короткое время построил командную игру сборной, состоящих из пусть и ближайшего, но резерва - это очередной показатель его тренерского мастерства. Хотя и менталитет немцев, их природная, национальная дисциплинированность, конечно же способствовала успеху. Работа тренера сборной - это немного другое. Здесь важно быть очень сильным психологом, ведь к тебе приезжают лучшие, и найти язык с каждым, чтобы все тебя услышали и стали единым целым это дано не каждому, далеко не каждому. Но быть тренером сборной это большая честь и несомненно желания любого, выбравшего для себя стезю "человека на бровке".
– Ну и в завершении что Вы пожелаете всем нашим участникам?
Всем участникам нашей лиги желаю получать удовольствия от игры. Чтобы все игры проходили в атмосфере взаимного уважения и спортивного накала и независимо от результата матча вы уходили с поля с гордо поднятой головой. Конечно же хочется пожелать, что бы травмы обходили всех стороной. Любите футбол в себе, наслаждайтесь каждым мгновением проведенным на поле! Удачи всем, отличных игр, побед и пусть победит сильнейший.